Отношениек жизни и биоэтика

Отношение к божественному дару жизни как высшей и святой ценности искони присуще христианскому мировоззрению. Но именно в области биоэтики лежат самые острые, частью совершенно незнакомые церковной традиции вопросы. Наиболее очевидные из них касаются проблемы регулирования деторождения, источника свер­шившейся в XX веке демографической революции. К сожалению, именно в нашей стране получил наибольшее распространение наиболее преступный вид такого регу­лирования - аборт [Вишневский, 1998, с. 129]. Церковь отождествляет аборт с убийст­вом и четко определяет момент возникновения человеческой жизни: «С момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно... Святость и бесценность человеческой жизни от самых ее истоков несовместима с признанием "свободы Отношениек жизни и биоэтика выбора" женщины в распоряжении судьбой плода» (XII, 2). Лишь в случае угрозы жизни матери Церковь может позволить пойти на этот шаг. Документ подчеркивает особую ответственность врача и его право на отказ от операции.

Иначе, чем католическая церковь, православная Церковь трактует злободневный вопрос о контрацепции. Приравнивая абортивные средства к аборту, она не выносит осуждения в отношении неабортивных средств. Осуждая стратегию отказа иметь детей, Церковь признает право на регулирование контроля за рождаемостью, если это не несет угрозу дару обретенной жизни (общей рекомендацией является "естественный контроль"). Критерием должна являться "забота о сохранении и укреп­лении семьи" (XII, 3).

Большую обеспокоенность Церкви вызывают новации и эксперименты в области Отношениек жизни и биоэтика биомедицинских технологий. Совершенствуя организм и борясь с его недугами, меди-цина вплотную подходит к священной границе дозволенного человеку в его обра­щении с природой и творением. В борьбе с недугом бесплодия легитимным является искусственное оплодотворение от мужа, но недопустимы экстракорпоральное опло­дотворение, "суррогатное материнство", донорство половых клеток. Церковь отвер­гает претензии человека на "репродуктивные права", на манипуляции с геномом личности, не отвергая вместе с тем блага и новые возможности лечебной медицины. Особенно опасным является замысел клонирования, который "является несомненным вызовом самой природе человека, заложенному в нем образу Божию", но "в ряде случаев оказывается полезным в биологической Отношениек жизни и биоэтика и медицинской практике" (XII, 6). Церковь поддерживает генетические исследования в той мере, в какой они служат борьбе с наследственными недугами, включая создание "генетического паспорта", генетического тестирования, пренатальной диагностики, даже клонирование изолиро­ванных тканей и клеток. При условии соблюдения строгих этических границ леги­тимна и трансплантология. Однозначно преступный характер носят методы фсталь-ной терапии (использование абортированных эмбрионов).

Непростой проблемой биоэтики является вопрос об эвтаназии. Признавая, что искусственное продление жизни не всегда есть обязательная и желательная задача медицины, Церковь подчеркивает необходимость обеспечить "подлинно человеческое завершение жизни, согретое милосердием и любовью" (XII, 8). Подготовка к смерт-



ному исходу составляет "духовно значимый этап жизни человека". Поэтому возможно молитвенное Отношениек жизни и биоэтика обращение к Богу, владыке жизни и смерти, "о непостыдной кончине", но не признание "нрава на смерть" или на врачебное убийство.

Столь же сложным и злободневным является вопрос гомосексуализма, в котором Церковь усматривает "порочное искажение богозданной природы человека" (XII, 9). Не соглашаясь с квалификацией гомосексуализма как особой "сексуальной ориен­тации" и видя в этом "греховное повреждение человеческой природы, которое преодолевается в духовном усилии" и врачуется, Церковь призывает здесь к особой пастырской ответственности. Столь же однозначным остается отношение к транс­сексуализму: Церковь не одобряет "бунт против Творца", не признает в человеке иной пол, чем ему дан от рождения, и не допускает Отношениек жизни и биоэтика его хирургического изменения.

Последняя тема "Основ социальной концепции" - экологические проблемы и хри­стианская экологическая этика. Здесь говорится о связи природы с духовным состоя­нием человека. Целостность природы была нарушена вследствие грехопадения чело­века, и путь к ее восстановлению следует искать в очищении человека, освобождении современной цивилизации от духовного кризиса.


documentavxjasf.html
documentavxjicn.html
documentavxjpmv.html
documentavxjwxd.html
documentavxkehl.html
Документ Отношениек жизни и биоэтика